2. Основные понятия и характеристики смазочных материалов
Плотность |
Под Плотностью понимается объемная масса вещества. Для масел обычно приводится в кг/м3 при температуре +15 или +20 °C. Плотность смазочных масел варьируется от 700 до 950 кг/м3 в зависимости от качества базового масла, густоты и присадок. |
Вязкость |
Чем гуще жидкость, тем выше ее Вязкость. Единицей измерения вязкости смазочных масел обычно является сСт (сантитокс) = мм2/с (система SI) или сП (сантипуаз) = мПа*с (система Si). Вместе с любой единицей вязкости всегда должна указываться Температура. Вязкость всех масел сильно падает при повышении температуры. Вязкость обычного моторного масла SAE 10W при температуре –20 °C может составлять 2000 сП, но при нагреве до +100 °C Вязкость падает до 5,2 сСт. |
Индекс вязкости |
Индекс вязкости (ИВ) характеризует свойство жидкости разжижаться при повышении температуры. Чем подвижней становится жидкость, тем ниже Индекс вязкости. ИВ сезонных моторных масел составляет около 95‑110, всесезонных — даже свыше 200. |
Температура вспышки |
Температура вспышки отражает степень огнеопасности жидкости. Температура вспышки — это температура, при которой происходит испарение такого количества горючих газов, которое может вызвать вспыхивание при поднесении открытого огня, но жидкость при этом не горит. |
Температура воспламенения |
Температура воспламенения — это температура, при которой газы, испаряющиеся из нагретой в открытом тигле жидкости, горят после поднесения открытого огня не менее пяти секунд. Температура воспламенения обычно выше температуры вспышки на 10‑50 °C. |
Температура застывания |
При снижении температуры масло загустевает. При определенной температуре оно перестает течь под силой собственной тяжести. Эту температуру называют Температурой застывания. Температура застывания зависит, в частности, от вязкости масла и химической структуры. У парафиновых масел застывание происходит из‑за находящегося в составе масла воска, который образует кристаллы. Чем больше масло остывает, тем крупнее становятся кристаллы, в итоге создавая в масле сеть, которая препятствует течению. |
Щелочной резерв |
При работе двигателя в масло попадают кислотные соединения, которые появляются в процессе горения топлива. Их необходимо нейтрализовать, чтобы воспрепятствовать коррозии металлических деталей. Для этого в масло добавляют присадки, которые создают Щелочной резерв. Его величину выражают общим щелочным числом (TBN). |
Температура текучести |
Минимальная рабочая температура трансмиссионных масел, при которой масло сохраняет текучесть |
Комментариев пока нет